Программа развития

МОУ

"Шоршелская СОШ"

Мариинско-Посадского района

Чувашской Республики

Год основания - 1884

Программа развития

 

 

 

Программа развития

Шоршелского ресурсного  центра профильного обучения

 

 

1.              Краткая аннотация документа

 

Программа развития Шоршелского ресурсного центра профильного обучения /далее РЦПО/ разработана педагогичес­ким коллективом на период с 2006  по 2010 г. В програм­ме отражены тенденции развития РЦПО, охарактери­зованы главные проблемы и задачи работы педагоги­ческого и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации обра­зовательного процесса. Развитие школы-РЦПО в данный пе­риод предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полно­ценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Специфика развития РЦПОв данный период опреде­ляется тем, что образовательное учреждение с 1 сентября 2006года участвует в широкомасштабном эксперименте по внедрению предпрофильного и профильного обучения в ОУ.

 

2.                     Информационная справка о школе

 

Шоршелская начальная школа  была открыта 1 октября 1884г. С 1955г.. школа стала восьмилетней, а с 1962г. –средней, нынче имеет статус средней общеобразовательной школы.

Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения — начальная школа'- продол­жительность обучения 4 года, возраст обучающихся — 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста. Вторая ступень обучения основная школа: продол­жительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уров­ня социализации школьников.

Третья ступень обучения — старшая школа: продол­жительность обучения 2 года. Она предполагает про­фильную дифференциацию, что соответствует при­нятому в международной практике принципу постро­ения старшего звена школы как предуниверсария.

 

Характеристика педагогического коллектива

 В школе работает 27 учителей, 4 воспитателя, 1 старшая вожатая, 1 социальный педагог, 1 зав. библиотекой. Средний возраст пе­дагогов — 47 лет Средний педагогический стаж — 23 года. Средний возраст администрации — 42 года. Имеют высшее образование— 27 учителей (100%);

Имеют почетные звания:

заслуженный учитель Чувашской Республики - 5

отличник просвещения РСФСР— 4

  почетный работник образования— 2

  лауреат премии имени Н.К.Крупской - 1

 

Характеристика учащихся и их семей

В школе обучается 300 учащихся, объединенных в 14 классов -комплектов. Образовательный процесс осуществляется в одну смену. Продолжительность уро­ков—45 минут. На первой ступени обучается 89  уча­щихся, на второй — 137       учащихся, на третьей —  74      учащихся.

42     учащихся живут в многодетных семьях,    учащихся —4 сироты.      29 учащихся воспитываются в непол­ных семьях. Из семей безработных—  3 школьни­ка, из семей пенсионеров, инвалидов— 12 учащих­ся. Количество детей группы "риска» —4 человека, со­стоят на учете в ИДН — 0 школьников.

 

Особенности учебного процесса

Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения — начальная школа: продол­жительность обучения 4 года, возраст обучающихся — 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы со 2 класса изучается английский язык, с 3 класса – основы информатики Вторая ступень обучения основная школа: продол­жительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уров­ня социализации учащихся. На второй ступени осу­ществляется дифференцированное обучение школь­ников и организована предпрофильная подготовка в 9 классе.. Третья ступень обучения — старшая школа: продол­жительность обучения 2 года. Она предполагает про­фильную дифференциацию, что соответствует при­нятому в международной практике принципу построе­ния старшего звена школы как предуниверсария. На третьей ступени школы-РЦПО осуществляется профильное обучение по следующим профилям:

социально-гуманитарный;

естественно-научный;

физико-математический;

информационно-технологический

 

Особенности воспитательного процесса

Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных направлений: учебно-познавательного, художественно-эстетического,
спортивно-оздоровительного, досугового. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеское объединение «Танташлах» которое объединяет учащихся 2-11 классов Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетво­рению разнообразных потребностей школьников: вос­питательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздей­ствие на процесс развития личности ребенка. Созда­ние воспитательной среды в рамках открытого инфор­мационного образовательного пространства школы предполагает:

  корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной­ направленности всех учебных дисциплин;

  изменение форм и методов учебной работы: пре­одоление пассивности школьников через дидакти­ческие ролевые игры, разнообразие форм обуче­ния, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;

  ориентацию учащихся на вечные ценности, выра­женные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охва­
тывают основные аспекты жизнедеятельности и раз­ вития личности и образуют основу воспитания;

  создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информацион­ном пространстве школы.

  Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личнос­тных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.

Характеристика материальной базы школы Образовательный процесс осуществляется в 1 учеб­ном корпусе. В школе имеются стадион, 1 спортив­ный зал, тренажерный зал, музыкальный зал, тир, пришкольный участок, подсобное хозяйство, теплица, библиотека, краеведческий музей  , столовая на 120 посадочных мест, компьютерный кабинет, имеется  доступ в Интернет. Функционирует пришкольный интернат на 120 мест.  Школа располагает пятью единицами автотехники (грузовой автомобиль, 2 автобуса, 2 трактора).

 Основные достижения школы

Шоршелская средняя общеобразовательная школа – Школа года-98 /РФ/, лауреат республиканского конкурса «Школа года»/3 место в номинации «Школа – хранительница села»/последние три года с медалями школу окончили 29 учащихся (10 золотых, 19 серебряных медалей). В прошлом учебном году 68% выпускников стали сту­дентами вузов.

 

3. Проблемно-ориентирован­ный анализ работы школы и перспективы ее развития

 

3.1.              Характеристика микросоциума школы

  Микросоциум школы характеризуется следую­щими признаками:

  удаленностью от крупных культурных центров;

  значительным количеством неблагополучных и ма­лообеспеченных семей, многие из которых мало зани­маются вопросами воспитания и развития своих детей;

  низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного досту­па к глобальной информационной сети;

  несформированностью системы учреждений, обес­печивающих формирование информационной функ­циональной грамотности населения.
Результаты обследования уровня личностного разви­тия детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отлича­ющиеся друг от друга по своему интеллектуальному и
физическому развитию. Значительная неоднород­ность нашего ученического контингента и определя­ет выбор модели школы личностного роста как оп­тимальной в существующих условиях. 

 

3.2.     Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы-РЦПО

Социальный заказ мы понимаем как спрогнозирован­ный комплекс общих требований общества к школь­нику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формирова­нии социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:

  государство (Россия, Чувашская Республика, которые формулируют свой заказ в виде раз­личных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;

  учащиеся;

  их родители;

  педагогическое сообщество.

С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относят­ся следующие направления:

  оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;

  усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интег­рации в мировую культуру;

  введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;

  обеспечение условий для развития и становленияи личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;

  совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки каче­ства образования;

  информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной гра­мотности выпускников как основы информационной культуры личности.

Анализ перечисленных выше направлений показыва­ет, что они являются актуальными и востребованны­ми участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как откры­тое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.

Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:

возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;

качественную подготовку школьников к поступле­нию в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;

начальную профессиональную подготовку учащих­ся третей ступени школы;

интересный досуг детей;

а также создавала условия для:

удовлетворения интересов и развития разнообраз­ных способностей школьников;

формирования информационной грамотности и овладения современными информационными техно­логиями;

сохранения и укрепления здоровья детей.

       Учащиеся хотят, чтобы в школе:

было интересно учиться;

имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной дея­тельности, общения, самореализации;

была возможность получить качественное среднее образование и подго­товку к сознательному выбору профессии

имелись условия для освоения современных инфор­мационных технологий.

Педагоги ожидают:

создания в школе комфортных психолого-педаго­гических и  материальных условий для осуществле­ния профессиональной деятельности;

улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;

создания условий для творческой самореализациив профессиональной деятельности.

Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявле­ны те потенциальные результаты, к достижению ко­торых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее раз­вития. Таковыми являются:

модернизация содержательной и технологичекой сторон образовательного процесса в школе;

создание в рамках школы открытого информа­ционного образовательного пространства;

создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного про­цесса;

внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педа­гогического сопровождения учащихся

Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.

Данные стратегические направления развития шко­лы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высо­кие результаты в развитии школы по данным направ­лениям явятся показателем достижения нового ка­чества образования.

3.3. Проблемы школы и способы их решения Изучая возможности реализации основных направле­ний развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определе­ны способы их решения (см. след. таблицу).

 

 


 

Проблемы

Способы решения

1

2

1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

Недостаточная осведомленность педагогов об ос­новных направлениях модернизации школьного образования

Необходимо создание такого информационного простран­ства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессио­нальной компетентности

Отсутствие механизма комплектования профиль­ных классов. Неразработанность содержания про­фильного обучения и предпрофильной подготовки

Разработка механизма комплектования профильных клас­сов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов

Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образо­вательный процесс в профильных классах

Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки

Приоритет традиционных форм и методов органи­зации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения

Апробация и внедрение современных образовательных технологий

2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса

Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореа­лизации в рамках культурно-образовательного пространства школы

Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента

Организация постоянно действующего семинара «Методо­логические основы экспериментальной работы в школе»; разработка и реализация индивидуальных программ по профильному и предпрофильному обучению; организация работы сетевых методобъединений

Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик

Повышение компетентности педагогов в процессе их вклю­чения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятель­ности педагогов

Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты

Мотивация на разработку индивидуальных  и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита

Преобладание субъект-объектных отношений в    образовательном процессе, неготовность учителей  к реализации технологий сотрудничества  

Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога

Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив

Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика

Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения          

Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности

Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения, модульного обучения

 

           

Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся  

           

Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками

Недостаточная направленность образо- вательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др.

Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни

Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы

Внедрение вариативных программ по прдпрофильному и профильному обучению, учебников, технологий, образовательных услуг           

Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика                    

Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика

3.Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства

Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информа-ционных технологий 

Прохождение учителями курсов по освоению современных   информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей

Недостаточность необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся           

Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников  

Недостаточность  программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс  

 

  Создание банка программно-методических материалов,  мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных

технологий. Подключение к глобальной информационной

сети и использование ее ресурсов

Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения      

Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий

Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети          

Использование возможностей школы для предоставления  свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети           

4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педгогического сопровождения учащихся

Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготов-ленность  учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников

[Принятие педагогическим коллективом категории здоровья  как профессиональной и личностной ценности. Повышение  информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения через семинары и курсы

Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся

Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагоги-ческого сопровождения  учащихся

Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберега-ющего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников 

Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника; оборудование медицинского кабинета     

Недостаточная психологическая подготовка учителя;           

 

Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе

Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся

Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и ме­тодических материалов; проведение мониторинга.

 

 

4. Концепция развития школы

4.1. Миссия школы

 

При формировании концепции будущего нашей шко­лы-РЦПО мы должны прежде всего уточнить свое понима­ние «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориенти­рованы и решение каких проблем считаем приори­тетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необ­ходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образова­тельного процесса— учащихся, их родителей и пе­дагогов.

Процесс развития школы-РЦПО должен способствовать по­вышению конкурентоспособности школы, обрете­нию ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразова­тельной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста это именно тот ориентир, ко­торый определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образователь­ного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному уча­стию в общественной и профессиональной жиз­ни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов обра­зовательного процесса.

В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не долж­но заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кад­ровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, долж­но не ломать то, что устоялось, а органически вхо­дить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.

 

4.2. Основные идеи развития школы и предвос­хищаемый образ ее выпускника

 

Приоритетными идеями, которые позволяют рас­крыть сущность основных направлений развития шко­лы, являются:

1. Идея обновления образовательного процесса, по­средством  модернизации основных компонентов об­разовательной практики (содержания, условий, тех­нологий) в целях повышения качества образования.

2. Идея построения школы как открытого информа­ционного пространства.

3. Идея личностного роста всех субъектов образо­вательного процесса.

4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.

5. Идея медико-социально-психолого-педагогическо­го сопровождения учащихся.

6. Идея подготовки выпускников к сознательному выбору профессии

Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника — это не конечный результат, не итог в развитии лич­ности, а тот базовый уровень, развитию и станов­лению которого должна максимально способство­вать школа.

Выстраивая собственную концепцию развития шко­лы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных ас­пекта: личностный рост учащегося и построение от­крытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищае­мого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятель­ности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы опреде­лили такие его составляющие, как компетенции и ка­чества личности.

Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предпо­лагают умение работы с учебной информацией, кри­тическое ее восприятие, преобразовывание ее из вир­туальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции про­являются в способностях субъектов образовательно­го процесса к сотрудничеству, к творчеству для дос­тижения конкретных задач, в умении управлять со­бой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, осно­ванную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. Показателем сформированности выделенных компе­тенций являются следующие качества личности:

• духовность, гуманистическая направленность, то­лерантность;

  мобильность, самостоятельность в принятии реше­ний, ответственность, способность к сознательному выбору;

  коммуникабельность, социальная активность, уме­ние сотрудничать;

  созидательность и конструктивность мышления.

  Конкурентоспособность выпускников

Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образова­тельного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как ком­петентной, конкурентоспособной,социально интегрированной и мо­бильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профес­сиональной жизнедеятельности.

 

5.     Основные направления реализации программы развития школы

 

Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса

 

Цель. Совершенствование образовательного процес­са, определяющего личностный рост ученика и воз­можность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.

 


 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Обновление содержа­ния школьного образова­ния

1. Апробация и внедрение новых УМК.

2. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней.

3. Разработка системы элективных курсов.

4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК. 5. Повышение квалификации учителей, работающих в профильных классах.

2. Внедрение инноваци­онных образовательных технологий

1. Апробация современных образовательных технологий.

2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы.

3. Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях профильного обучения

4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации обра­зовательного процесса в старшем звене.

5. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектиро­вания в старшем звене школы.

6. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций

3. Создание системы предпрофильной подго­товки

1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей.

2. Разработка механизмов комплектования профильных классов.

3. Разработка критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения.

4. Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов.

5. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологиче­ской службы школы и специалистов по профориентации

4. Создание гибкой сис­темы профильного обу­чения на третьей ступени школы

1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов.

2. Установление контактов между школами и другими образовательными учрежде­ниями с целью обмена опытом по вопросам организации профильной школы и раз­личных форм учебного процесса.

3. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалифика­ции педагогов РЦПО по проблемам профильного обучения.

4. Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся.

5. Решение проблемы перегрузок учащихся профильных классов.

6. Обеспечение возможности построения школьниками индивидуальных образова­тельных программ.

7. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин

. 8. Установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессио­нального образования с целью внесения необходимых изменений в различные фор­мы учебного процесса

5. Внедрение новых способов оценивания

учебных достижений учащихся

1 Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.

2. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.

3 Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников. 4. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей профильной школы.

5 Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по профильным и непрофильным курсам, а также элективным курсам

 

 

Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образователь­ного процесса

 

Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизне­деятельности в условиях информационного общества.

 

 

 

 

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Осуществление курсо­вой подготовки и пере­подготовки учителей

1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направлен­ных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.

2. Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и ин­тегральных курсов по изучению проблем профильной школы

2. Совершенствование научно-методической службы школы

1. Совершенствование системы внутри школьного контроля.

2. Организация работы «Школы молодого учителя».

3. Организация «Школы повышения мастерства».

4. Организация методического фестиваля кафедр.

5. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках сетевых методи­ческих объединений и их защита

3. Организация научно-педагогического сопро­вождения учителя в ус­ловиях эксперимента

1. Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы профильного и предпрофильного обучения».

2. Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.

3. Повышение компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.

4. Консультирование научным руководителем учителей по индивидуальным пробле­мам исследования

4. Научно-психологичес­кое сопровождение дея­тельности учителя

1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.

2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.

3. Повышение профессионального методического уровня педагогов- в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание про­грамм исследований; повышение квалификации.

4. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов).

5. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива ком­плексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.

6. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспи­тания для школьников с особыми образовательными потребностями.

7. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.

8. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфор­та для всех участников образовательного процесса.

9. Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности

5. Внедрение современ­ных образовательных технологий

1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.

2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.

3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образова­тельном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.

4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика

6. Целенаправленное формирование ключевых компетенций

1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамот­ности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и про­фессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. 2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их со­держание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.

3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.

4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях

 

 

Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного простран­ства

 

Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обра­ботку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление сво­бодного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Подготовка учителей к использо­ванию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности уча­щихся школы

1. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.

2. Прохождение учителями курсов по освоению современных информаци­онных технологий.

3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.

4. Целенаправленная работа по формированию функциональной инфор­мационной грамотности учащихся

2. Создание банка программно-методических, ресурсных материа­лов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в об­разовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство

1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей ин­форматизацию образовательного процесса.

2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образова­тельного процесса.

3. Создание банка программно-методических материалов.

4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.

5. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе

3. Создание в рамках школы систе­мы дополнительного образования, обеспечивающей необходимый уро­вень информационной культуры населения микрорайона и свобод­ный доступ к глобальной информа­ционной сети

1 .Усиление кадрового потенциала педагогов, обеспечивающих реализа­цию дополнительных образовательных услуг в сфере информационных технологий. 2. Расширение связей с учреждениями дополнительного образования, пе­дагогическими вузами ЧР

3. Введение в открытое информационное образовательное пространство школы интегральной модели дополнительного образования, которая со­единит образовательную практику школы и социокультурные инициативы

 

Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-пси­холого-педагогического

сопровождения учащихся

 

Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализа­ции и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.

 

Задачи

Условия решения поставленных задач

1. Создание службы ме­дико-психолого-социаль­но-педагогического со­провождения учащихся

1.    Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды РЦПО.

2.    Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально подходе.

3.    Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей пе­дагогики.

4.    Сотрудничество школы и медицинских учреждений в решении проблемы реабили­тации здоровья учащихся.

Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения

2. Мониторинг динамики

психофизического разви­

тия учащихся и условий

для сохранения и разви-

тия здоровья школьников

1.    Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социаль­но-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.

2.    Организация мониторинга состояния здоровья школьников

 

3. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесбере­гающей среды в школе

 

1.    Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).

2.    Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов

 

4. Разработка технологий медико-социально-психолого- педагогического сопровождения учащихся

 

1.    Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.

2.    Создание благоприятной психологической среды в Шоршелском РЦПО

3.    Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.

4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников)

5.Создание системы медико-социально-психо­лого-педагогического сопровождения учащихся в ходе профильного обу­чения и предпрофильной подготовки

 

1.  Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.

2.  Разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.

3.  Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в РЦПО

4.  Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по органи­зации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля и профиля.

Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика

 

Версия для печати 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".
Hosted by uCoz