Программа развития
Шоршелского ресурсного центра профильного обучения
1. Краткая аннотация документа
Программа развития Шоршелского ресурсного центра профильного обучения /далее РЦПО/ разработана педагогическим коллективом на период с 2006 по 2010 г. В программе отражены тенденции развития РЦПО, охарактеризованы главные проблемы и задачи работы педагогического и ученического коллективов, представлены меры по изменению содержания и организации образовательного процесса. Развитие школы-РЦПО в данный период предполагает поиск путей и создание условий для личностного роста учащегося, его подготовки к полноценному и эффективному участию в различных видах жизнедеятельности в информационном обществе. Специфика развития РЦПОв данный период определяется тем, что образовательное учреждение с 1 сентября 2006года участвует в широкомасштабном эксперименте по внедрению предпрофильного и профильного обучения в ОУ.
2. Информационная справка о школе
Шоршелская начальная школа была открыта 1 октября 1884г. С 1955г.. школа стала восьмилетней, а с 1962г. –средней, нынче имеет статус средней общеобразовательной школы.
Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения — начальная школа'- продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся — 6,5 лет на 1 сентября. Обучение осуществляется по программам для детей младшего школьного возраста. Вторая ступень обучения — основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации школьников.
Третья ступень обучения — старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает профильную дифференциацию, что соответствует принятому в международной практике принципу построения старшего звена школы как предуниверсария.
Характеристика педагогического коллектива
В школе работает 27 учителей, 4 воспитателя, 1 старшая вожатая, 1 социальный педагог, 1 зав. библиотекой. Средний возраст педагогов — 47 лет Средний педагогический стаж — 23 года. Средний возраст администрации — 42 года. Имеют высшее образование— 27 учителей (100%);
Имеют почетные звания:
• заслуженный учитель Чувашской Республики - 5
• отличник просвещения РСФСР— 4
• почетный работник образования— 2
• лауреат премии имени Н.К.Крупской - 1
Характеристика учащихся и их семей
В школе обучается 300 учащихся, объединенных в 14 классов -комплектов. Образовательный процесс осуществляется в одну смену. Продолжительность уроков—45 минут. На первой ступени обучается 89 учащихся, на второй — 137 учащихся, на третьей — 74 учащихся.
42 учащихся живут в многодетных семьях, учащихся —4 сироты. 29 учащихся воспитываются в неполных семьях. Из семей безработных— 3 школьника, из семей пенсионеров, инвалидов— 12 учащихся. Количество детей группы "риска» —4 человека, состоят на учете в ИДН — 0 школьников.
Особенности учебного процесса
Школа включает в себя три ступени. Первая ступень обучения — начальная школа: продолжительность обучения 4 года, возраст обучающихся — 6,5 лет на 1 сентября. На первой ступени школы со 2 класса изучается английский язык, с 3 класса – основы информатики Вторая ступень обучения — основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень школы обязательна для всех школьников в возрасте до 15 лет. Основная ее цель — обеспечение высокого уровня социализации учащихся. На второй ступени осуществляется дифференцированное обучение школьников и организована предпрофильная подготовка в 9 классе.. Третья ступень обучения — старшая школа: продолжительность обучения 2 года. Она предполагает профильную дифференциацию, что соответствует принятому в международной практике принципу построения старшего звена школы как предуниверсария. На третьей ступени школы-РЦПО осуществляется профильное обучение по следующим профилям:
— социально-гуманитарный;
— естественно-научный;
— физико-математический;
— информационно-технологический
Особенности воспитательного процесса
Воспитательная деятельность осуществляется через реализацию социально-педагогических проектов и работу следующих воспитательных направлений: учебно-познавательного, художественно-эстетического,
спортивно-оздоровительного, досугового. На протяжении ряда лет в школе развиваются формы ученического самоуправления: детско-юношеское объединение «Танташлах» которое объединяет учащихся 2-11 классов Воспитательная работа в школе включает в себя три взаимосвязанных блока, способствующих удовлетворению разнообразных потребностей школьников: воспитательная работа в процессе обучения; внеурочная деятельность; внешкольная деятельность. Деятельность педагогов протекает в пространстве детства, которое мы рассматриваем как совокупность разных «пространств», каждое из которых оказывает воздействие на процесс развития личности ребенка. Создание воспитательной среды в рамках открытого информационного образовательного пространства школы предполагает:
• корректировку учебного процесса, усиление гуманитарной направленности всех учебных дисциплин;
• изменение форм и методов учебной работы: преодоление пассивности школьников через дидактические ролевые игры, разнообразие форм обучения, раскрепощение личности ребенка в учебном процессе;
• ориентацию учащихся на вечные ценности, выраженные в таких категориях, как «человек», «красота», «добро», «истина», «культура», «отечество», «труд», «знание», «здоровье», «мир», «земля», которые охва
тывают основные аспекты жизнедеятельности и раз вития личности и образуют основу воспитания;
• создание условий для свободного самовыражения и самореализации каждого ребенка в информационном пространстве школы.
• Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.
Характеристика материальной базы школы Образовательный процесс осуществляется в 1 учебном корпусе. В школе имеются стадион, 1 спортивный зал, тренажерный зал, музыкальный зал, тир, пришкольный участок, подсобное хозяйство, теплица, библиотека, краеведческий музей , столовая на 120 посадочных мест, компьютерный кабинет, имеется доступ в Интернет. Функционирует пришкольный интернат на 120 мест. Школа располагает пятью единицами автотехники (грузовой автомобиль, 2 автобуса, 2 трактора).
Основные достижения школы
Шоршелская средняя общеобразовательная школа – Школа года-98 /РФ/, лауреат республиканского конкурса «Школа года»/3 место в номинации «Школа – хранительница села»/последние три года с медалями школу окончили 29 учащихся (10 золотых, 19 серебряных медалей). В прошлом учебном году 68% выпускников стали студентами вузов.
3. Проблемно-ориентированный анализ работы школы и перспективы ее развития
3.1. Характеристика микросоциума школы
Микросоциум школы характеризуется следующими признаками:
• удаленностью от крупных культурных центров;
• значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, многие из которых мало занимаются вопросами воспитания и развития своих детей;
• низким уровнем информационной культуры населения, что связано с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети;
• несформированностью системы учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения.
Результаты обследования уровня личностного развития детей, поступающих в школу, показывают, что в первый класс приходят ребята, существенно отличающиеся друг от друга по своему интеллектуальному и
физическому развитию. Значительная неоднородность нашего ученического контингента и определяет выбор модели школы личностного роста как оптимальной в существующих условиях.
3.2. Социальный заказ и ожидаемые результаты развития школы-РЦПО
Социальный заказ мы понимаем как спрогнозированный комплекс общих требований общества к школьнику ко времени окончания им школы. Изучая социальные ожидания по отношению к школе, мы выделили субъекты, участвующие в формировании социального заказа нашему образовательному учреждению. Это:
• государство (Россия, Чувашская Республика, которые формулируют свой заказ в виде различных документов, определяющих государственную политику в области образования) и муниципалитет;
• учащиеся;
• их родители;
• педагогическое сообщество.
С точки зрения государства к числу приоритетов совершенствования школьного образования относятся следующие направления:
• оптимизация образовательного процесса с целью сохранения физического, психического и духовно-нравственного здоровья обучающихся;
• усиление роли социально-гуманитарного цикла дисциплин, способствующих формированию духовности и активной гражданской позиции личности, ее интеграции в мировую культуру;
• введение профильного обучения в старшей школе в целях обеспечения профессиональной ориентации и профессионального самоопределения обучающихся;
• обеспечение условий для развития и становленияи личности каждого ребенка, проявления и реализации потенциальных возможностей каждого школьника;
• совершенствование системы оценивания учебных достижений учащихся на всех ступенях обучения и государственно-общественной системы оценки качества образования;
• информатизация образовательной практики, формирование функциональной информационной грамотности выпускников как основы информационной культуры личности.
Анализ перечисленных выше направлений показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы (учителями, учащимися, их родителями). Они видят свое образовательное учреждение как открытое информационное образовательное пространство, в котором созданы условия для личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
Родители учащихся хотят, чтобы школа обеспечила:
— возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
— качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения высшего, среднего и начального профессионального образования;
— начальную профессиональную подготовку учащихся третей ступени школы;
— интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
— удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
— формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
— сохранения и укрепления здоровья детей.
Учащиеся хотят, чтобы в школе:
— было интересно учиться;
— имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации;
— была возможность получить качественное среднее образование и подготовку к сознательному выбору профессии
— имелись условия для освоения современных информационных технологий.
Педагоги ожидают:
— создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
— улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
— создания условий для творческой самореализациив профессиональной деятельности.
Учитывая государственную стратегию развития среднего образования и систематизировав социальные ожидания по отношению к школе, нами были выявлены те потенциальные результаты, к достижению которых должна стремиться школа и которые, по сути, определяют стратегические направления ее развития. Таковыми являются:
— модернизация содержательной и технологичекой сторон образовательного процесса в школе;
— создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства;
— создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса;
— внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся
—Подготовка учащихся к сознательному выбору профессии.
Данные стратегические направления развития школы являются общими и требуют конкретизации, т.е. выделения частных задач и определения условий, способствующих эффективному их решению. Высокие результаты в развитии школы по данным направлениям явятся показателем достижения нового качества образования.
3.3. Проблемы школы и способы их решения Изучая возможности реализации основных направлений развития школы, нами были выявлены основные проблемы образовательного учреждения и определены способы их решения (см. след. таблицу).
Проблемы |
Способы решения |
1 |
2 |
1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса |
Недостаточная осведомленность педагогов об основных направлениях модернизации школьного образования |
Необходимо создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности |
Отсутствие механизма комплектования профильных классов. Неразработанность содержания профильного обучения и предпрофильной подготовки |
Разработка механизма комплектования профильных классов. Изучение заказа на профильное обучение и создание соответствующих профилей. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней. Разработка системы элективных курсов |
Неготовность учителей, работающих на третьей ступени школы, полноценно организовать образовательный процесс в профильных классах |
Повышение квалификации учителей, работающих на третьей ступени школы в профильных классах. Разработка собственных методических рекомендаций по организации образовательного процесса в профильных классах и в ходе предпрофильной подготовки |
Приоритет традиционных форм и методов организации образовательного процесса в школе, низкий процент использования инновационных технологий обучения |
Апробация и внедрение современных образовательных технологий |
2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса |
Личностный рост учителя. Повышение профессионализма педагогов как условие личностной самореализации в рамках культурно-образовательного пространства школы |
Неготовность части учителей работать в условиях эксперимента |
Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы экспериментальной работы в школе»; разработка и реализация индивидуальных программ по профильному и предпрофильному обучению; организация работы сетевых методобъединений |
Недостаточная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик |
Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу; консультирование учителей; сопровождение профессионально-педагогической деятельности педагогов |
Узкопредметная направленность деятельности многих учителей, отсутствие стремления интегрировать деятельность и создавать совместные творческие проекты |
Мотивация на разработку индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках методических объединений, их защита |
Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, неготовность учителей к реализации технологий сотрудничества |
Освоение и внедрение на практике технологий личностной ориентации, сотрудничества, диалога |
Личностный рост учащихся. Создание в рамках школы культурно-образовательного пространства как условие личностной самореализации и проявления детских инициатив |
Унификация как содержания, так и форм деятельности учащихся, ориентация на «среднего» ученика |
Внедрение технологий дифференцированного обучения, развивающего обучения |
Преобладание репродуктивных форм организации учебной деятельности школьников, не способствующих раскрытию индивидуальности и творческого потенциала личности |
Внедрение технологий проблемного обучения, проектного обучения, игрового обучения, модульного обучения
|
Знаниеориентированный подход к содержанию образования и оценке учебных достижений учащихся
|
Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками |
Недостаточная направленность образо- вательного процесса на формирование функциональной грамотности: языковой, информационной, гражданской и др. |
Внедрение технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни |
Отсутствие возможности свободного выбора и самореализации в образовательном процессе школы |
Внедрение вариативных программ по прдпрофильному и профильному обучению, учебников, технологий, образовательных услуг |
Преобладание субъект-объектных отношений в образовательном процессе, недостаточное внимание к субъектному опыту ученика |
Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъективного опыта ученика |
3.Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства |
Неготовность учителей к использованию в образовательном процессе информа-ционных технологий |
Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий, по использованию персонального компьютера и ресурсов глобальных информационных сетей |
Недостаточность необходимой материально-технической базы для развития функциональной информационной грамотности учащихся |
Укрепление материально-технической базы школы и организация целенаправленной работы по формированию функциональной грамотности школьников |
Недостаточность программно-методического обеспечения, позволяющего внедрить информационные технологии в образовательный процесс
|
Создание банка программно-методических материалов, мультимедиа программ, пособий, учебников для организации эффективной работы по внедрению информационных
технологий. Подключение к глобальной информационной
сети и использование ее ресурсов |
Несформированность сети учреждений, обеспечивающих формирование информационной функциональной грамотности населения |
Создание в школе системы дополнительного образования, ориентированной на освоение населением персонального компьютера и современных информационных технологий |
Низкий уровень информационной культуры населения, связанный с отсутствием свободного доступа к глобальной информационной сети |
Использование возможностей школы для предоставления свободного доступа населения к ресурсам глобальной информационной сети |
4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педгогического сопровождения учащихся |
Низкий уровень включенности педагогического коллектива школы в работу по физическому воспитанию учащихся; недостаточная подготов-ленность учителей по вопросам охраны и укрепления здоровья школьников |
[Принятие педагогическим коллективом категории здоровья как профессиональной и личностной ценности. Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения через семинары и курсы |
Отсутствие специфических критериев оценки деятельности педагогического и медицинского персонала школы по профилактике заболеваемости и укреплению здоровья учащихся |
Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагоги-ческого сопровождения учащихся |
Недостаточность материальной базы для создания необходимого, здоровьесберега-ющего пространства и стимулирования условий, обеспечивающих физическое развитие школьников |
Развитие спортивной базы школы. Создание в рамках школы целостной здоровьесберегающей среды, охватывающей физический, психический, нравственный аспекты жизни школьника; оборудование медицинского кабинета |
Недостаточная психологическая подготовка учителя;
|
Психологическое сопровождение деятельности учителя, включающее консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов; информирование учителей о результатах психологических исследований в школе |
Отсутствие методических рекомендаций и практического опыта по организации медико-социально-психолого-педагоги-ческого сопровождения учащихся |
Изучение методических рекомендаций по организации медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся; разработка пакета диагностических методик и методических материалов; проведение мониторинга. |
4. Концепция развития школы
4.1. Миссия школы
При формировании концепции будущего нашей школы-РЦПО мы должны прежде всего уточнить свое понимание «миссии» школы, т.е. определить, на реализацию какой части общего социального заказа мы ориентированы и решение каких проблем считаем приоритетным. И здесь мы исходили из двух позиций: необходимости реализации стратегии модернизации школьного образования и важности удовлетворения запросов со стороны основных участников образовательного процесса— учащихся, их родителей и педагогов.
Процесс развития школы-РЦПО должен способствовать повышению конкурентоспособности школы, обретению ею своего собственного «лица», неповторимого и привлекательного для тех, к кому оно обращено. Превращение школы из массовой, общеобразовательной (так называемой школы навыков) в школу личностного роста — это именно тот ориентир, который определяет развитие нашей школы. Поэтому мы стремимся к созданию такого образовательного пространства школы, которое позволит обеспечить личностный рост учащегося и его подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизни в условиях информационного общества. Такая трактовка миссии школы логично подтолкнула нас к выбору модели школы личностного роста, которая, по нашему мнению, способна удовлетворить образовательные потребности всех субъектов образовательного процесса.
В определении перспектив развития нашей школы мы исходим из того, что развитие, как таковое, не должно заменять функционирование, которое позволяет нам добиваться достаточно стабильных результатов благодаря устоявшимся условиям нашей работы: кадровому составу, в целом удовлетворительному состоянию программно-методического и материального обеспечения. Развитие школы, на наш взгляд, должно не ломать то, что устоялось, а органически входить в систему наших ценностей, традиций и всего того, что составляет уклад школы.
4.2. Основные идеи развития школы и предвосхищаемый образ ее выпускника
Приоритетными идеями, которые позволяют раскрыть сущность основных направлений развития школы, являются:
1. Идея обновления образовательного процесса, посредством модернизации основных компонентов образовательной практики (содержания, условий, технологий) в целях повышения качества образования.
2. Идея построения школы как открытого информационного пространства.
3. Идея личностного роста всех субъектов образовательного процесса.
4. Идея построения здоровьесберегающей среды в школе.
5. Идея медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся.
6. Идея подготовки выпускников к сознательному выбору профессии
Выстраивая предвосхищаемый образ выпускника школы, мы исходим из того, что он представляет собой динамическую систему, которая постоянно изменяется, самосовершенствуется, наполняясь новым содержанием. А значит, образ выпускника — это не конечный результат, не итог в развитии личности, а тот базовый уровень, развитию и становлению которого должна максимально способствовать школа.
Выстраивая собственную концепцию развития школы, мы ориентируемся на два взаимосвязанных аспекта: личностный рост учащегося и построение открытого информационного пространства школы. Это логично подвело нас к определению предвосхищаемого образа выпускника школы как компетентной, социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества. Содержательно наполняя данный образ, мы определили такие его составляющие, как компетенции и качества личности.
Компетенции выпускника могут быть разделены на предметно-информационные, деятельностно-коммуникативные, ценностно-ориентационные. Предметно-информационные компетенции предполагают умение работы с учебной информацией, критическое ее восприятие, преобразовывание ее из виртуальной в вербальную и наоборот. Деятельностно-коммуникативные компетенции проявляются в способностях субъектов образовательного процесса к сотрудничеству, к творчеству для достижения конкретных задач, в умении управлять собой, анализировать и организовывать деятельность, принимать рациональные решения. Ценностно-ориентационные компетенции включают знания о нормах, ценностях, традициях культуры, систему отношений к миру, к себе, к обществу, основанную на потребностях, мотивах, эмоционально-ценностных ориентациях личности. Показателем сформированности выделенных компетенций являются следующие качества личности:
• духовность, гуманистическая направленность, толерантность;
• мобильность, самостоятельность в принятии решений, ответственность, способность к сознательному выбору;
• коммуникабельность, социальная активность, умение сотрудничать;
• созидательность и конструктивность мышления.
• Конкурентоспособность выпускников
Таким образом, развитие школы ориентируется на построение открытого информационного образовательного пространства, которое максимально будет способствовать становлению выпускника как компетентной, конкурентоспособной,социально интегрированной и мобильной личности, способной к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной жизнедеятельности.
5. Основные направления реализации программы развития школы
Направление 1. Модернизация содержательной и технологической сторон образовательного процесса
Цель. Совершенствование образовательного процесса, определяющего личностный рост ученика и возможность его полноценного участия в общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Обновление содержания школьного образования |
1. Апробация и внедрение новых УМК.
2. Конструирование содержания предметов профильного и базового уровней.
3. Разработка системы элективных курсов.
4. Повышение квалификации учителей, работающих по новым УМК. 5. Повышение квалификации учителей, работающих в профильных классах. |
2. Внедрение инновационных образовательных технологий |
1. Апробация современных образовательных технологий.
2. Широкое использование проектной технологии на всех ступенях школы.
3. Поиск, апробация и внедрение методов и форм организации образовательного процесса в условиях профильного обучения
4. Разработка учебно-методических материалов для новых форм организации образовательного процесса в старшем звене.
5. Разработка и описание методики организации учебного исследования и проектирования в старшем звене школы.
6. Использование в образовательном процессе различных форм социальных практик как одного из основных средств, способствующих самоопределению старшеклассника и приобретению им социальных компетенций |
3. Создание системы предпрофильной подготовки |
1. Изучение социального заказа и создание соответствующей системы профилей.
2. Разработка механизмов комплектования профильных классов.
3. Разработка критериев отбора выпускников основной школы на профильную ступень обучения.
4. Создание программы психолого-педагогического сопровождения предпрофильных классов.
5. Отработка механизмов выбора профиля учащимися с привлечением психологической службы школы и специалистов по профориентации |
4. Создание гибкой системы профильного обучения на третьей ступени школы |
1. Создание программы психолого-педагогического сопровождения профильных классов.
2. Установление контактов между школами и другими образовательными учреждениями с целью обмена опытом по вопросам организации профильной школы и различных форм учебного процесса.
3. Разработка программы мероприятий-стажировок и курсов повышения квалификации педагогов РЦПО по проблемам профильного обучения.
4. Внедрение новых способов стимулирования учебно-познавательной деятельности школьников и оценивания учебных достижений учащихся.
5. Решение проблемы перегрузок учащихся профильных классов.
6. Обеспечение возможности построения школьниками индивидуальных образовательных программ.
7. Определение объема содержания профильных и общеобразовательных учебных дисциплин
. 8. Установление связей с учреждениями начального, среднего и высшего профессионального образования с целью внесения необходимых изменений в различные формы учебного процесса |
5. Внедрение новых способов оценивания
учебных достижений учащихся |
1 Поиск и адаптация новых подходов к оцениванию учебных достижений учащихся.
2. Включение в содержание обучения методов самоконтроля и самооценивания.
3 Приведение в соответствие требованиям и процедуре единого экзамена форм и методов текущей и итоговой аттестации школьников. 4. Разработка требований к организации объективной системы текущего контроля, адекватной специфике старшей профильной школы.
5 Разработка системы оценивания учебных достижений учащихся по профильным и непрофильным курсам, а также элективным курсам |
Направление 2. Создание условий, обеспечивающих личностный рост всех субъектов образовательного процесса
Цель. Достижение положительной динамики развития личностных качеств и ключевых компетенций учащихся и профессиональной компетентности педагогов, способствующих общественной и профессиональной жизнедеятельности в условиях информационного общества.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Осуществление курсовой подготовки и переподготовки учителей |
1. Организация стажировок, курсов повышения квалификации педагогов, направленных на разработку проектов социальной и профессиональной направленности.
2. Проведение в рамках школьных методических объединений разноуровневых и интегральных курсов по изучению проблем профильной школы |
2. Совершенствование научно-методической службы школы |
1. Совершенствование системы внутри школьного контроля.
2. Организация работы «Школы молодого учителя».
3. Организация «Школы повышения мастерства».
4. Организация методического фестиваля кафедр.
5. Разработка индивидуальных и совместных творческих проектов в рамках сетевых методических объединений и их защита |
3. Организация научно-педагогического сопровождения учителя в условиях эксперимента |
1. Организация постоянно действующего семинара «Методологические основы профильного и предпрофильного обучения».
2. Разработка и реализация индивидуальных программ экспериментальной деятельности.
3. Повышение компетентности педагогов в процессе включения в научно-исследовательскую и опытно-экспериментальную работу.
4. Консультирование научным руководителем учителей по индивидуальным проблемам исследования |
4. Научно-психологическое сопровождение деятельности учителя |
1. Консультирование по вопросам организации диагностики и мониторинга различных аспектов профессиональной деятельности педагогов.
2. Информирование педагогов о результатах психологических исследований.
3. Повышение профессионального методического уровня педагогов- в школе через участие в семинарах, научно-практических конференциях; создание программ исследований; повышение квалификации.
4. Изучение, обобщение методических рекомендаций по организации психолого-педагогического сопровождения участников эксперимента (учащихся и педагогов).
5. Организация и проведение совместно с членами педагогического коллектива комплексного мониторинга воздействий всех инноваций экспериментальной работы в школе на здоровье, психофизиологические показатели, психолого-педагогические характеристики обучающихся.
6. Оказание помощи педагогам в организации адекватных условий обучения и воспитания для школьников с особыми образовательными потребностями.
7. Консультирование и оказание помощи учителям в организации взаимодействия между учениками в ходе учебного процесса и в период проведения досуга.
8. Содействие педагогическому коллективу в обеспечении психологического комфорта для всех участников образовательного процесса.
9. Формирование у педагогов, школьников и их родителей потребности в психологических знаниях и желания использовать их в своей деятельности |
5. Внедрение современных образовательных технологий |
1. Внедрение технологий дифференцированного и развивающего обучения.
2. Внедрение технологий проблемного, проектного и игрового обучения.
3. Создание условий для свободного выбора и самореализации ученика в образовательном процессе посредством внедрения вариативных программ, учебников, технологий.
4. Использование диалоговых форм обучения, технологий сотрудничества с учетом субъектного опыта ученика |
6. Целенаправленное формирование ключевых компетенций |
1. Реализация технологий, обеспечивающих формирование функциональной грамотности и подготовку к полноценному и эффективному участию в общественной и профессиональной областях жизнедеятельности в условиях информационного общества. 2. Усиление гуманитарной направленности учебных дисциплин, включение в их содержание материалов, помогающих учащимся освоить ценности общества и его культуру.
3. Повышение воспитательного потенциала обучения, эффективности воспитания.
4. Предоставление учащимся реальных возможностей для участия в общественных и творческих объединениях |
Направление 3. Создание в рамках школы открытого информационного образовательного пространства
Цель. Интеграция информационных ресурсов, позволяющих осуществить сбор, хранение, передачу и обработку информации, имеющей учебную и социокультурную значимость для школьников. Предоставление свободного доступа к информации всем субъектам образовательного процесса и населению.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Подготовка учителей к использованию информационных технологий в образовательном процессе и формированию функциональной информационной грамотности учащихся школы |
1. Освоение педагогами персональных компьютеров и информационных технологий.
2. Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.
3. Внедрение информационных технологий в образовательную практику.
4. Целенаправленная работа по формированию функциональной информационной грамотности учащихся |
2. Создание банка программно-методических, ресурсных материалов, обеспечивающих внедрение информационных технологий в образовательный процесс и вхождение в глобальное информационное пространство |
1. Создание материально-технической базы школы, обеспечивающей информатизацию образовательного процесса.
2. Укрепление и совершенствование технического оснащения образовательного процесса.
3. Создание банка программно-методических материалов.
4. Подбор мультимедиа-программ, пособий, учебников для эффективной работы по внедрению информационных технологий в образовательный процесс школы.
5. Подключение к глобальной информационной сети и использование ее ресурсов в образовательном процессе |
3. Создание в рамках школы системы дополнительного образования, обеспечивающей необходимый уровень информационной культуры населения микрорайона и свободный доступ к глобальной информационной сети |
1 .Усиление кадрового потенциала педагогов, обеспечивающих реализацию дополнительных образовательных услуг в сфере информационных технологий. 2. Расширение связей с учреждениями дополнительного образования, педагогическими вузами ЧР
3. Введение в открытое информационное образовательное пространство школы интегральной модели дополнительного образования, которая соединит образовательную практику школы и социокультурные инициативы |
Направление 4. Внедрение технологий здоровьесбережения и обеспечение медико-социально-психолого-педагогического
сопровождения учащихся
Цель. Обеспечение полноценного психофизического развития учащихся и позитивной адаптации, социализации и интеграции в современном быстроменяющемся информационном обществе.
Задачи |
Условия решения поставленных задач |
1. Создание службы медико-психолого-социально-педагогического сопровождения учащихся |
1. Разработка и реализация комплексной программы построения здоровьесберегающей среды РЦПО.
2. Разработка системы физического воспитания, основанной на индивидуально подходе.
3. Валеологическое образование педагогов по программе здоровьесберегающей педагогики.
4. Сотрудничество школы и медицинских учреждений в решении проблемы реабилитации здоровья учащихся.
Повышение информированности и технологической грамотности учителя в вопросах здоровьесбережения |
2. Мониторинг динамики
психофизического разви
тия учащихся и условий
для сохранения и разви-
тия здоровья школьников |
1. Разработка системы критериев и показателей качества медико-психолого-социально-педагогической работы по реализации идей здоровьесбережения.
2. Организация мониторинга состояния здоровья школьников
|
3. Внедрение технологий здоровьесбережения и создание здоровьесберегающей среды в школе
|
1. Разработка и проведение мероприятий, которые уменьшают риск возникновения заболеваний и повреждений, тесно связанных с социальными аспектами жизни школьников (внедрение сбалансированного разнообразного питания; мероприятия по профилактике алкоголизма, наркомании и табакокурения и т.д.).
2. Пропаганда здорового образа жизни среди учащихся, их родителей, педагогов
|
4. Разработка технологий медико-социально-психолого- педагогического сопровождения учащихся
|
1. Обеспечение профилактики школьной и социальной дезадаптации детей.
2. Создание благоприятной психологической среды в Шоршелском РЦПО
3. Формирование у обучающихся и воспитанников способности к самоопределению и саморазвитию.
4. Профилактика и преодоление отклонений в психологическом здоровье учащихся (выявление условий, содействующих сохранению здоровья школьников) |
5.Создание системы медико-социально-психолого-педагогического сопровождения учащихся в ходе профильного обучения и предпрофильной подготовки
|
1. Изучение потребностей учащихся и запросов их семей при организации профилей.
2. Разработка методики отбора в профильные классы разной направленности.
3. Создание психолого-педагогической поддержки школьников в период адаптации к новым условиям обучения в РЦПО
4. Разработка пакета диагностических методик и методических материалов по организации психолого-педагогического сопровождения учащихся в рамках предпрофиля и профиля.
Осуществление профориентации и профессионального самоопределения с учетом состояния здоровья и психофизических особенностей каждого ученика |
Версия для печати